О творчестве Вуди Аллена

О творчестве Вуди Аллена1
Вуди Аллен обладает уникальной способностью притягивать неудачи, женщин и оригинальные творческие идеи. Если добавить к этому исключительное чувство юмора, причудливо соседствующее с постоянной депрессией, и невероятную трудоспособность, то получится вполне исчерпывающий образ этого уникального человека, разрушить, который способен только он сам. Гений – это человек, не подчиняющийся общим законам, а создающий свои собственные.

В случае с Вуди Алленом это действительно так, причем создает он их на протяжении многих лет, чтобы в один прекрасный день самому их и нарушить. Маленький невзрачный американец-еврей шутя реализовал мечту высоколобых европейских мастеров – снимать кино о себе самом. Делать фильмы так, как ему хочется, снимать в них самого себя и любимых женщин, в то время как знаменитости толпами стоят в очередь, чтобы участвовать в его новом проекте.

Не ради денег – бюджеты у него невысокие, и не ради «Оскаров» – за несколько десятилетий Академия устала давать статуэтки картинам этого нью-йоркского выскочки. Просто профессиональная репутация у Аллена настолько высока, что для актера участие в его фильме – все равно, что маркировка «знак качества». У него за плечами за сорок с лишним лет творчества 45 фильмов, 55 сценариев, 44 актерские работы, причем не только в своих картинах.

Вуди Аллен создал практически новый жанр – «интеллектуальная комедия», но точнее будет назвать просто «фильм Вуди Аллена». Начав со скетчей для телевидения, он органично перешел в жанр кинокомедии – ранние филО творчестве Вуди Алленаьмы режиссера были близки по духу немым комедиям и пародировали буквально все – от Джеймса Бонда до Льва Толстого. И именно так все и привыкли воспринимать режиссера: грубоватые, но остроумные шутки, юмор на грани фола – не в последнюю очередь сексуального характера. И вдруг, в конце семидесятых, Вуди Аллен делает неожиданный поворот, и в его творчестве начинают все явственней проскальзывать грустные меланхоличные ноты и мотивы любимых им Чехова и Бергмана. С тех пор зрители привыкли, что фильмы Аллена – это ироничное осмысление своей жизни. Все, что происходило с режиссером – будь-то творческий кризис или развод становилось темой его нового фильма. Включая его скандальный брак с приемной дочерью его подруги и музы Миа Фэрроу, когда Вуди Аллен едва не оказался в тюрьме по обвинению в педофилии. Казалось, что о Вуди Аллене известно все – он снимает только в Нью-Йорке, его герои – заядлые меланхоличные неудачники, его подруги одновременно выполняют роли музы и главной актрисы, он никогда не посещает «оскаровские» церемонии, предпочитая в это время, скажем, играть на кларнете в ночном клубе. И самое главное – его фильмы становятся все более невыразительными и повторяют предшествующие.
И вдруг 70 –летний режиссер сумел удивить даже самую искушенную публику. Он снимает трилогию о «преступлении и наказании» в Лондоне, его новая муза – Скарлетт Йохансон не стала новой возлюбленной. Наконец, эти фильмы — «Матч Пойнт», «Сенсация» и «Мечта Кассандры» открывают новое дыхание в творческой биографии Вуди Алена. Неугомонный режиссер и не думает уходить на пенсию. Он говорит: «Я не боюсь смерти, просто не хочу при этом присутствовать». Ему и правда некогда умирать – он вечно занят созданием очередного шедевра.