Происхождения лунного и лунно-солнечного календарей

Мы каждый день смотрим на него, по нему мы узнаем какой сегодня день недели и число, с его помощью мы знаем, когда будет праздник и какой. Вы, наверное, уже догадались, о чем речь? Правильно – это календарь!

А что мы о нем знаем? Знаете ли Вы, какие календари бывают? Кто их придумал и когда?
Наша статья расскажет Вам о нескольких видах календарей, которые были придуманы еще за долго до нашей эры. А именно о лунном и лунно-солнечном.

Лунный календарь

За ним год длится на 12 календарных месяцев, и продолжительность каждого из них сопоставляется с изменением фаз Луны. В 12 синодических месяцах насчитывается 354 суток. Лунный календарь употребляют в странах, где исповедуется ислам.

Поскольку же год в солнечном календаре имеет 365 или 366 суток, а месячный календарный год на 11 (или 12) дней короче солнечного, то начало лунного года — 1-е Мухаррама — смещается на 11 суток назад относительно дат солнечного календаря.

Лунно-солнечный календарь

Говорят, что его официально используют в Израиле. Однако на его основе проводят вычисления особых дат, таких как христианская Пасха и связанные с ней другие праздники (в частности, для каждого «какого-то воскресенье после Пятидесятницы» указывают «глас» и Евангелие на ранней).

В лунно-солнечных календарях вычисления коротких промежутков времени согласовывают с изменением фаз Луны. Календарных месяцев в году берут 12 или 13 так, чтобы средняя за сравнительно небольшой промежуток времени продолжительность календарного года была достаточно близка к продолжительности тропического года.

Год с 13 месяцев, назван емболисмичним (от гр. «Емболос» — вставка). В Древнем Риме и в средневековой Европе вставленный дополнительный день или месяц, который называли интеркаляцией (от лат. Intercalatio – вставка), а дополнительный 13-й месяц — интеркалярием.

Среди нескольких вариантов согласования изменения фаз Луны и времен года точным оказался 19-летний метонов цикл, изобретенный (независимо от древневавилонских астрономов) в 432 г. до н. э. греком Метоном.

Вставка 13-го месяца осуществляется 7 раз за каждые 19 лет.

Еврейский лунно-солнечный календарь в его нынешнем виде введен где-то в 500 г. н. э. В нем как простой, так и емболисмичний год может быть коротким (или недостаточным) — 353 или 383 суток; правильным (или полным) — 354 или 384 суток; избыточным (или продвижением) — 355 или, соответственно, 385 суток. Годы разной продолжительности комбинируют так, чтобы их начало точно совпадали с моментами сообщений Луны с Солнцем. Однако, учитывая специфику в праздновании отдельных праздников (как вот, запрет любой работы) начало Нового года в еврейском календаре — 1 Тишри — иногда переносят на 1-2 дня вперед. Именно поэтому Новый год евреи отмечают только в один из четырех дней недели — в понедельник, вторник, четверг или в субботу. Соответственно, больше из своих праздников — Пасху (15 Нисана) евреи отмечают во вторник, четверг, в субботу или воскресенье (от Пасхи 15 Нисана — до Нового года — 1 Тишри — в еврейском календаре насчитывается 163 дня, то есть 23 недели и 2 дня).

В прошлом лунно-солнечными календарями пользовались, почти все народы мира. Наши предки также, об этом свидетельствует, в частности, запись в Лаврентьевской летописи: упоминается прибытия князя Всеволода в Киев 5 марта еще «предыдущего» «лета 6646», новое же «лето 6647» начинается летописцем с 6 марта, и именно тогда «появился «на небе узкий серп нового Луны.