Происхождения лунного и лунно-солнечного календарей

Мы каждый день смотрим на него, по нему мы узнаем какой сегодня день недели и число, с его помощью мы знаем, когда будет праздник и какой. Вы, наверное, уже догадались, о чем речь? Правильно – это календарь!

А что мы о нем знаем? Знаете ли Вы, какие календари бывают? Кто их придумал и когда?
Наша статья расскажет Вам о нескольких видах календарей, которые были придуманы еще за долго до нашей эры. А именно о лунном и лунно-солнечном.

Лунный календарь

За ним год длится на 12 календарных месяцев, и продолжительность каждого из них сопоставляется с изменением фаз Луны. В 12 синодических месяцах насчитывается 354 суток. Лунный календарь употребляют в странах, где исповедуется ислам.

Поскольку же год в солнечном календаре имеет 365 или 366 суток, а месячный календарный год на 11 (или 12) дней короче солнечного, то начало лунного года – 1-е Мухаррама – смещается на 11 суток назад относительно дат солнечного календаря.

Лунно-солнечный календарь

Говорят, что его официально используют в Израиле. Однако на его основе проводят вычисления особых дат, таких как христианская Пасха и связанные с ней другие праздники (в частности, для каждого “какого-то воскресенье после Пятидесятницы” указывают “глас” и Евангелие на ранней).

В лунно-солнечных календарях вычисления коротких промежутков времени согласовывают с изменением фаз Луны. Календарных месяцев в году берут 12 или 13 так, чтобы средняя за сравнительно небольшой промежуток времени продолжительность календарного года была достаточно близка к продолжительности тропического года.

Год с 13 месяцев, назван емболисмичним (от гр. “Емболос” – вставка). В Древнем Риме и в средневековой Европе вставленный дополнительный день или месяц, который называли интеркаляцией (от лат. Intercalatio – вставка), а дополнительный 13-й месяц – интеркалярием.

Среди нескольких вариантов согласования изменения фаз Луны и времен года точным оказался 19-летний метонов цикл, изобретенный (независимо от древневавилонских астрономов) в 432 г. до н. э. греком Метоном.

Вставка 13-го месяца осуществляется 7 раз за каждые 19 лет.

Еврейский лунно-солнечный календарь в его нынешнем виде введен где-то в 500 г. н. э. В нем как простой, так и емболисмичний год может быть коротким (или недостаточным) – 353 или 383 суток; правильным (или полным) – 354 или 384 суток; избыточным (или продвижением) – 355 или, соответственно, 385 суток. Годы разной продолжительности комбинируют так, чтобы их начало точно совпадали с моментами сообщений Луны с Солнцем. Однако, учитывая специфику в праздновании отдельных праздников (как вот, запрет любой работы) начало Нового года в еврейском календаре – 1 Тишри – иногда переносят на 1-2 дня вперед. Именно поэтому Новый год евреи отмечают только в один из четырех дней недели – в понедельник, вторник, четверг или в субботу. Соответственно, больше из своих праздников – Пасху (15 Нисана) евреи отмечают во вторник, четверг, в субботу или воскресенье (от Пасхи 15 Нисана – до Нового года – 1 Тишри – в еврейском календаре насчитывается 163 дня, то есть 23 недели и 2 дня).

В прошлом лунно-солнечными календарями пользовались, почти все народы мира. Наши предки также, об этом свидетельствует, в частности, запись в Лаврентьевской летописи: упоминается прибытия князя Всеволода в Киев 5 марта еще “предыдущего” “лета 6646”, новое же “лето 6647” начинается летописцем с 6 марта, и именно тогда “появился “на небе узкий серп нового Луны.